История Храма cвятыx равноапостольныx царя Константина и матери его Елены, г. Верея

Церковь святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены на посаде в древнем подмосковном городе Верее известна с  XVI-XVII столетий. В конце XVI столетия в Верее числились 17 православных церквей, из которых только соборная церковь на городище была каменная.

В «смутное время» польско-литовской интервенции в начале XVII столетия Верея неоднократно разорялась неприятелями. В 1618 году сын польского короля Сигизмунда III королевич Владислав захватил Верею и дотла сжег город. Все здания посада, в т.ч. и деревянные приходские храмы, были уничтожены и эта часть города оставалась несколько лет без жителей.

Источники по истории Царя-Константиновской церкви этого времени очень скудны. Известно, что в пожар 1618 г. храм и причтовые постройки сгорели. Место сгоревшей церкви долгое время оставалось пустым.  Рядом находилось приходское кладбище, на котором продолжали хоронить.

Возобновление Царя-Константиновского деревянного храма в одноименной слободе Вереи относится ко второй половине XVII века. В период патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савелова) в 1686 году жители  верейского посада купцы Евстигней Самойлов и Семен Иванов сотоварищи обратились в Патриархий  Казенный приказ с челобитной. Храмоздатели  просили Святейшего Патриарха дать благословенную грамоту « на новую церковь лес готовить и в том лесу в Верее на посаде на старом церковном месте благоверного царя Константина построить церковь».

В июне 1686 г. деревянный храм на посаде в Верее был построен и  в начале июля того же года по указу Святейшего Патриарха «вновь обложен данью» с дворов причетников «с попова, дьячкова, пономарева да с приходских 20 дворов посадских, да с церковной земли».

В июне 1732 г. верейский купец  Василий Гаврилович Жуков обратился с прошением в Синодальный Казенный приказ за разрешением построить рядом с холодной Царя-Константиновской церковью новый теплый  (зимний) храм во имя Святой и Живоначальной Троицы с приделом Архангела Гавриила. 

Благословенная грамота на строительство зимней Свято-Троицкой церкви в приходе Царя-Константиновской церкви на посаде в Верее дана архиепископом  Ярославским и Ростовским Иоакимом  в июле 1732 г. 

Из заголовка дела, датированного 1751-1753 гг. известно, что Константиновская церковь от пожара полностью сгорела. Прихожане просили Переяславскую Духовную консисторию выдать книгу для сбора пожертвования на строительство новой деревянной церкви. Из надписи на святом Антиминсе Константино-Еленинской церкви известно, что деревянная церковь освящена в 1759 г. по благословению епископа Переяславского и Дмитровского Амвосия (Зертис-Каменского).

В конце XVII – начале XIX столетия по инициативе богатых  предпринимателей Занегиных вместо деревянной Константиновской церкви возвели каменный двухпрестольный храм в честь святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены с теплым приделом во имя святителя Николая чудотворца.

Датой строительства каменного храма клировые ведомости Царя-Константиновской церкви называют 1798 г. Однако такой источник, как надписи на освященных антиминсах говорят о таких датах: 1780 г. и 1816 г. Так, антиминс настоящей Константиновской церкви освящен 13 мая 1780 г. преосвященным епископом Переяславским  и Дмитровским Феофилактом (Горским). Святой антиминс Никольского придела освящен преосвященным Августином (Виноградским), епископом Дмитровским, управляющим Московской епархией, 16 января 1816 г.

Композиция храма традиционна – по оси восток-запад  располагались прямоугольная алтарная апсида с выступающим посредине полукружием, затем настоящий храм в виде двухсветного четверика  с массивным восьмериком, завершенным куполом с небольшой луковичной главкой, к нему примыкала прямоугольная трапезная и паперть с трехъярусной, квадратной в плане, колокольней. Если пространственно-композиционное решение Константиновского храма тяготела к XVIII столетию и эпохе барокко, то простота обработки фасадов и лаконичность декоративного убранства церкви в большей степени относилась к русскому классицизму.

Интересно, что образцами резной работы, как иконостаса, так и киотов с клиросами, стали предметы церковного убранства из московских храмов на торговой улице древнего торгового центра – на Варварке, а именно, церковь святой великомученицы Варвары и преподобного Максима исповедника. 

Окончательному внутреннему устройству Царя-Константиновской церкви в Верее помешала начавшаяся Отечественная война 1812 г. Трудами прихожан и священнослужителей храма драгоценная церковная утварь и богослужебные предметы только что построенного храма были спасены.

Ко времени настоятельства отца Василия Дмитриева относится пристройка к трапезной части храма нового теплого придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Проект нового придела относится к ноябрю 1827 г. В 1830 г. придел был построен, а в 1832 г. освящен.

Занегины, как храмоздатели храма Константина и Елены, много жертвовали церковных и ризничных вещей. В 1827 г. Илья Алексеев Занегин пожертвовал серебряную ризу на икону Воскресения Христова с праздниками. Илья Алексеевич Занегин в 1821 г. привез из паломнической поездки в Иерусалим и поместил в церкви писанный на полотне и вставленный в раму из красного дерева за стеклом «Исторический план древнего Иерусалима». Алексей Алексеевич Занегин пожертвовал в ризницу храма серебряный потир художественной работы, привезенный им из Лейпцига в 1804 г.  Андрей Прокофьевич Занегин пожертвовал в 1814 г. старинный серебряный вызолоченный напрестольный крест чеканной работы. В ризнице хранился и наперсный крест серебряный вызолоченный на такой же цепочке, украшенный многими драгоценными камнями – изумрудами и алмазами, вероятно, так же дар Занегиных.

Из древностей XVII столетия в храме находились некоторые богослужебные книги. В том числе, напрестольное Евангелие в окладе с серебряными деталями московской печати 1654 г., а также триодь постная печати 1687 г. Звон на колокольне Константино-Еленинского храма состоял из 8 колоколов, вес которых составлял от большого колокола в 164 пуда и 30 фунтов до малого 1 пуд.

Этот храм интересен тем, что в нем чаще, чем в других храмах происходили венчания. Он был богато и красиво украшен. Не случайно император Александр I при посещении Вереи 21 августа 1824 года осмотрел Константино-Еленинскую церковь. Император выходил из коляски и целовал крест, который держал в руках местный священник.

В 1920-е годы в Верее началась кампания, проводимая Советской властью по закрытию православных церквей. Постановлением  Мособлисполкома от 18 апреля 1941 г. за № 1009 в числе закрытых церквей на территории Московской области упоминалась и  Константино-Еленинская церковь в Верее. В постановлении записали, что, так как церковь бездействует и население «ходатайствует» о ее закрытии с переоборудованием под кинотеатр, то постановление Верейского горсовета о закрытии церкви было утверждено. В месяцы оккупации Вереи немецко-фашистскими захватчиками в церкви содержались пленные красноармейцы. Долгое время в церкви была расположена городская электростанция, что хорошо помнят верейцы.     

После закрытия электростанции церковь пребывала в запустении, разрушалась. В 2004 г. образована приходская община. Новая жизнь храма началась в 2005 году. В июне 2005 г. горожан ожидало новое чудесное событие – 3 числа состоялся первый молебен в Константино-Еленинской церкви. Работы по восстановлению церкви начались с конца мая. Сейчас в церкви проходят регулярные службы.